Главная » 2016 » Март » 31 » Слушаем и рисуем сказочную музыку.(Проект «Сказка в музыке»)
16:02
Слушаем и рисуем сказочную музыку.(Проект «Сказка в музыке»)
Существует двустронняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского, «Утро» Э.Грига, «Лунный свет» К.Дебюсси и др.). В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая живопись»).
Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Рисунок ребенка- это его рассказ, «выполненный в образной форме».
О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С.П.Козырева (1985). Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передавалось с помощью колорита, цвета. Автором сделан важный вывод о том, что музыкальное произведение только тогда обогащает детское изобразительное творчество, когда дети способны выделить выразительные средства музыки.
На музыкальных занятиях со старшими дошкольниками взаимосвязь слуховых и зрительных взаимодействий осуществлялась в двух формах: 1) прослушивание музыки сопровождалось просмотром слайдов или видеоматериалов; 2) прослушивание музыки сочеталось с рисованием, дети «рисовали музыку».
Занятия, на которых слушание музыки сочеталось с рисованием, строились , как правило, следующим образом: детям предлагалась для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали, делились впечатлениями, а затем «рисовали ее». Дети воплощали в рисунках не только настроение музыки, но и сам музыкальный образ.
Большое внимание при прослушивании музыки мы уделяли анализу мелодии . Мелодия- это «душа музыки», которая наиболее ярко рисует музыкальные сказочные образы. Это подтвердили высказывания и рисунки многих детей. При знакомстве с музыкальным фрагментом «Царевна Лебедь» из «Сказки о царе Салтане» детям был задан вопрос: на что похожа мелодия, они ответили: «На волны, на взмахи крыльев». И сама мелодия «летучая», «волшебная».

Наиболее живописно воплотился в рисунках детей тембр музыки. При этом чем более богатой была тембровая палитра музыкального произведения, тем более яркими и насыщенными по колориту становились рисунки. «Бабу-Ягу» П.И.Чайковского или «Страшилище» дети представляли по-разному, но использовали при этом невзрачные краски, а вот Щелкунчик из одноименного балета П.И.Чайковского изображен яркими, сочными красками, как герой, несущий только добро.

Дети старшего дошкольного возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «Музыкальных сказок», например: «Нянина сказка» П.И.Чайковского , «В пещере горного короля» Э.Грига или «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

После занятий, на которых дети передавали в рисунках свои впечатления от музыки, в их высказываниях о ней проявляется много «живописных» определений: прозрачная, светлая, темная, блестящая, черная, яркая и т.д.
Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них праздником. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
Значительным для детей и взрослых событием стала выставка рисунков, в которых воплотилась «Сказка в музыке». Эта сказочная музыка продолжает «звучать» и после и становится для ребенка еще более близкой и интересной.

Муз. руководитель Аржинт Л.А.
Просмотров: 2405 | Добавил: sun_pie
Всего комментариев: 0
avatar