Главная » 2016 » Март » 9 » Дидактическое пособие «Волшебные кубы» (артикуляционные кубы)
01:11
Дидактическое пособие «Волшебные кубы» (артикуляционные кубы)
У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быстрая истощаемость. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Существуют комплексы специальных упражнений, направленные на определённый нарушенный звук. Так, при нарушении свистящих звуков требуется чёткая работа языка в нижней позиции, при нарушение шипящих и сонорных звуков - выработка правильного верхнего уклада языка.
Выполнение артикуляционных упражнений на логопедических занятиях носит систематический и повторяющийся характер. Иногда, этап подготовки к постановке звука или этап автоматизации поставленного звука затягивается, выполнение повторяющихся упражнений ведёт за собой потерю интереса ребёнка к артикуляционной гимнастике. А, следовательно, снижается и результативность коррекционной работы. Для того, чтобы разнообразить данную работу, сделать её более увлекательной для ребёнка, можно использовать разнообразные игровые приёмы: карточки-картинки, куклы, артикуляционные сказки и др.
Предлагаю вашему вниманию самодельные артикуляционные кубы, при изготовлении которых приняли активное участие родители воспитанников подготовительной к школе группы «Фантазёры», посещающих логопункт. Артикуляционный куб мы называем «Волшебный куб», что облегчает доступному пониманию ребёнка этого названия.

На каждой стороне куба наклеены картинки артикуляционных упражнений согласно группе звуков. Варианты работы с кубами могут быть разными. Логопед вращает куб, поворачивает его нужной стороной, называет упражнение или просит ребёнка назвать данное упражнение и выполнить его, опираясь на зрительный анализатор. Другой вариант- ребёнок самостоятельно поворачивает «Волшебный куб», называет упражнение на определённой стороне куба, выполняет его. Можно добавить каждое упражнение стихотворным описанием. Использовать артикуляционный куб можно как в индивидуальной, так и в групповой работе. Дети по очереди бросают куб и выполняют упражнение, соответствующее выпавшей грани куба.



Комплекс артикуляционных упражнений для свистящие звуков (С, Сь, З, Зь, Ц): «Иголочка», «Киска сердится», «Часики», «Почистим нижние зубки», «Футбол», «Лопатка».

Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков (Р, Рь, Л, Ль): «Лягушка», «Маляр », «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Почистим Верхние зубки », «Барабанщик»

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ): «Бублик», «Вкусное варенье » (оближем только верхнюю губу, «Качели», «Фокус», «Чашка», «Маляр».

А также комплекс артикуляционных упражнений направленные на развитие подвижности губ, языка, щёк: «Улыбка», «Хоботок», «Шарик» (надуем и сдуем, «Заборчик», «Расчёска», «Месим тесто».


Таким образом, в игровой форме с помощью выше представленных кубов ребёнок учится и развивает артикуляционную моторику.

Материал подготовила : учитель-логопед Коротаева Л. Н.
Просмотров: 798 | Добавил: sun_pie
Всего комментариев: 0
avatar